Путешествие по Польше в декабре 2014 года. Освенцим – фабрика по уничтожению людей. Часть II | Life Experience

Путешествие по Польше в декабре 2014 года. Освенцим – фабрика по уничтожению людей. Часть II

On 01.11.2015 by Ekaterina

17 декабря

Освенцим – фабрика по уничтожению людей

Мясорубка

Рельсы, ведущие к смерти

Утренняя электричка до города Аушвиц (60 км от Кракова) в одну сторону обошлась мне в 9,50 злотых (если покупаете билеты сразу в обе — 16 злотых).

Внимание! В автоматах по продаже билетов, несмотря на существование русского языка, заветные талоны не выходили – было доступно только расписание. О том, что лучше сразу покупать тикеты, не выбирая иностранный язык, я поняла спустя 3 дня.

Вагон к полупустой утренней платформе подали старенький, правда, топили по-русски – жарко. Поезд ехал со всеми остановками около 60 км. Я хорошенько выспалась на своем месте, а при выходе познакомилась с парочкой испанцев. Они тоже ехали в музей Аушвиц I и пытали людей на остановке, как проехать. Местные не говорила по-английски, мы нашли только одного, который так и не смог нам помочь.

Зато водитель автобуса быстро разрешил наши сомнения, и вот уже мы стояли возле камеры хранения музея Аушвиц I, первого концлагеря в Освенциме, который впоследствии служил административным центром всего комплекса.

В лагере смерти

Прогулочная дорожка для заключенных

Вход бесплатный. Зато 3 злотых стоит камера хранения. С собой разрешено проносить только дамскую сумочку. Камера работает до 16.00. На осмотр требуется 4 часа и это, правда!

Все в прах

Железнодорожный путь, ведущий к «воротам смерти» концлагеря Освенцим

Почти все бараки лагеря были отданы разным странам, потомки которых были замучены в его стенах, под инсталляцию. Я поняла, что просто не успею зайти в каждый и обрадовалась, когда нашла советскую экспозицию. Меня порадовало, что благодаря существованию русского сопротивления некоторым заключенным удавалось бежать.

Освенцим II

Бесконечный забор в Аушвиц II

Я так же успела посмотреть 20-й блок, где ставили медецинские эксперименты над пленными взрослыми и детьми, стену расстрела

Стена для расстрела

Встаёт багрянцем мажа
(Расстрельная стена)

и пыточные камеры,

Аушвиц I

Первые газовые камеры

Экспозиции из одежды, обуви, чемоданов с надписями имен, груды очков, корсетов и протезов

Аушвиц I

нОЖом кривым под кожу

Экспозиция в одногм из блоков

Обувь, снятая жертвами газовых камер перед походом в «баню»

И конечно газовые камеры, в которых первый раз применили газ для убийства 600 русских и несколько сотен польских политических заключенных.

Газовые печи

Из пепелище в САЖУ

***

Я поняла, что попала не в самый гиблый лагерь (Аушвиц II/Биркенау), только когда вышла из первого. До закрытия экспозиции оставался час, так что я поспешила осмотреть самую зловещую территорию.

Не верьте постам в сети, что до музея долго добираться от железнодорожной станции (от ж/д – 3 остановки), и от Аушвий I до Аушвиц II идти 1500-1800 метров!

Аушвиц II

Железнодорожный путь, ведущий от «ворот смерти» лагеря Освенцим

«Лагерь Аушвиц II (также известный, как Биркенау, или Бжезинка) — это то, что обычно подразумевают, говоря собственно об Освенциме. В нём, в одноэтажных деревянных бараках, содержались сотни тысяч евреев, поляков, русских, цыган и узников других национальностей.

Все в прах

— Мы шли на скот похожи…

Освенцим-Биркенау был крупнейшим и наиболее долго просуществовавшим из нацистских лагерей уничтожения, поэтому он стал одним из главных символов Холокоста.

Заключенные в концлагере Аушвиц Iв деревянных бараках

Бараки в концлагере Аушвиц II

Число жертв

Начиная с 1940 года, из оккупированных территорий и Германии в концентрационный лагерь Освенцим прибывало до 10 эшелонов с людьми в день. В эшелоне было 40—50, а иногда и более вагонов. В каждом вагоне находилось от 50 до 100 человек. Около 70 % всех привезённых евреев отправлялись в газовые камеры в течение нескольких часов. Функционировали мощные крематории для сжигания трупов, помимо них производилось сожжение тел в огромных количествах на специальных кострах. Приблизительная пропускная способность крематориев: № 1 (за 24 месяца) — 216 000 человек, № 2 (за 19 месяцев) — 1 710 000 человек, № 3 (за 18 месяцев существования) — 1 618 000 человек, № 4 (за 17 месяцев) — 765 000 человек, № 5 (за 18 месяцев) — 810 000 человек.

Аушвиц II

Из клеток и прихожих

Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,1 до 1,6 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи. Эта оценка получена косвенным путём, для чего проводилось изучение списков на депортацию и подсчёт данных о прибытии железнодорожных составов в Освенцим.

Освенцим II

Сторожевая башня и забор из колючей проволоки

Французский историк Жорж Веллер в 1983 году одним из первых использовал данные о депортации, на их основе оценив количество убитых в Освенциме в 1 613 000 человек, 1 440 000 из которых составляли евреи и 146 000 — поляки. В более поздней, считающейся наиболее авторитетной на сегодня работе польского историка Францишка Пипера, приводится следующая оценка:

Одинокий вагон

Вагоны для доставки живых трупов

1 100 000 евреев

140 000—150 000 поляков

100 000 русских

23 000 цыган.

Лагерь смерти в декабре

Путь к газовым камерам. Лагерь Освенцим

символ Холокоста

Остатки бараков в Освенциме II

В память о жертвах лагеря в 1947 году Польша создала музей на территории Освенцима.

Текст про лагерь смерти в Польше взят из «Википедии»!

символ Холокоста

Ограда одного из жилых блоков громадного Аушвиц II

Лагерь смерти в декабре

Впервые термин «Холокост» был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

Несколько достойных фоторепортажей на эту тему.

Концлагерь Освенцим: 70 лет после освобождения

Фабрика смерти — концлагерь Аушвиц

***

Аушвиц II я осмотрела совсем бегло. Темнело и его закрывали в 16.00. Во время краткосрочного визита, я только молча охреневала от масштабов «фабрики по убийству людей».

уныние и смерть

Природа и вечер сделали свое дело

По сердцу кровью мажут

Обрывки прошлых лет

Лагерь смерти

Ворота в лагерь теряются вдали

Жертвы геноцида

Вечная память всем жертвам геноцида

18 декабря

Последний день в Кракове

пролетел за осмотром достопримечательностей. Я решила остаться еще на один денек и заплатила очередные 23 злотых.

Мне, наконец-то, удалось зайти в синагогу (вход стоил 5 злотых).

Еврейский квартал. Краков

Синагога внутри

Я дошла до завода Шиндлера, но не стала заходить внутрь из-за высокой стоимости билета (29 злотых).

Еврейский квартал. Краков

Граффити в еврейском квартале

Зато дошла до еврейского квартала.

В центре города

Еврейский квартал. Краков

И еще раз прогулялась возле Вавеля.

Польша, декабрь 2014

Вавель — вид сбоку

Путь Сантьяго везде

Указатель Пути Сантьяго

Звездная аллея

Аллея славы в Кракове

Городской охранник

В центре Кракова дракон

Центр Кракова

Вавельский замок

Forteca Climbing Centre

Вечером я пошла на скалодром Forteca.

Больше фотографий в группе: https://vk.com/skalodromia

Скалодром в Кракове

Forteca Climbing Centre в Кракове

Forteca Climbing Centre

Racławicka 60, (+48) 12 632 83 33

http://www.cwf.pl

Открыто с 10:00 — 23:00 по будням и выходным.

С 10:00-15:00 вход в клуб — 12/9zł; после 15:00 — 24/15.

По выходным на весь день — 15/10zł (после слеш указана цена для детей и студентов).

Скалодромия

Forteca Climbing Centre. Краков

Громадное помещение в тусклом свете уличных ламп выглядело порядком раздолбанным. Зато людей (по крайней мере, больше, чем в Варшаве) там гудело предостаточно; преимущественно, они разбивались на группки и слушали своего гуру, раскрыв рот, периодически, пробуя новый сложный маршрут.

Основной контингент – студенты и дети, коих развлекают в Forteca очень умело и с большим удовольствием.

Зацепки старые, кое-где просто проковыряны дырки в стене. Самострахов нет. Маршруты не промаркированы. Раздевалки общие. Душ я не нашла. Есть ви-фи.

Скалодром в Кракове

Forteca Climbing Centre

Уже на выходе после тренировки я увидела рекламу нового скаладрома сети Forteca (жаль поздно) – на улице Ludova.

Вердикт! Старый скалодром, удобен для занятий продолжающих и профи. Есть где полазить «боулдер» и «трудность». Для разнообразия лучше сходить на недавно открытый скалодром в Кракове на улице Людова (сама не была).

***

Пришла в хостел поздно, несмотря на то, что надо было рано встать – предстояло весь день провести в дороге.

Руджеро вернулся с работы и поделился, новостью. Он ходил смотреть апартаменты, но они ему не понравились. Итальянец переехал в Краков из-за работы (он трудился в международной индуистской компании) совсем не давно и сейчас находился в поиске жилья.

Еще он рассказал, что подошел индусам из-за знания французского – работодатели снимали ему этот угол и, что Италия не приспособлена для жизни. Почему, я так и не узнала.

19 декабря.

Весь день прошел в дороге

Поезд Краков – Люблин (62 злотых) прибыл в Люблин в 11.40. В 16.00 отбывал автобус из Люблина в Брест (42 злотых), а в промежутке я сходила в Люблинский замок с башней и православную церковь, которую называли капеллой.

В Люблине было не так шикарно, как в Варшаве: люди одеты бедно, бомжи, агрессивные подростки в спортивных штанах, дороги в заплатках – одним словом запахло совком, к тому же пошел противный мелкий дождик.

Вид с башни

Люблинский замок

***

Переезд границы запомнился мне отчетливее всего. Я развеселилась и стала болтать с девчонками (одна из них возвращалась домой на каникулы из института во Врослове, другая – из Люблина) – автобус был полон студенток. Да именно студенток!

Девчонки рассказали мне что:

из Кракова ездят маршрутки,

в Польше много лоукостовских авиаперевозок,

что они получают стипендию 200-300 долларов, если, конечно, успевают. Это в несколько раз круче, чем стипуха в Белоруссии – 50 долларов!

Кроме девчонок-белорусок с подарками домой с нами ехали три казаха и я – русская, а на границе к нам подошел кот, которого я нарекла по обычаю Матвеем. Кот прижал уши и не оборачивался. Я перебрала несколько имен, в том числе Василий и Сигизмунд, но он откликнулся на примитивного Мурзилку.

С башни Люблинского замка

Люблин с высоты крепости

***

Инцидент в маршрутке

В Брест мы прибыли в 22.33 – времени до следующего поезда у меня было в обрез, так что я успела на полном ходу заскочить в маршрутку. Пока мы ехали одну остановку до вокзала, мне еле-еле удалось расчехлить забитый донельзя фрирайдовский рюкзачок.

— Злотыми не возьмете? — пошутила я на весь салон с водителем.

— Чего-чего?

— Тогда полезу далеко.

— Я – женат, куда вы мне лезть предлагаете?

Весь автобус смотрел на сцену с большим участием, пока водитель дожидался оплаты проезда.

— Теперь уж вы подождите тогда, — продолжила я.

— Я не понял, вы едите или выходите? – водитель явно торопился. И дальше. – Вам повезло, вот бабушка хочет зайти.

Выбежав из маршрутки, я крикнула, надеясь на взаимопомощь:

— Куда идти?

— Туда, туда, — загалдели люди, указывая направления движения через переход.

Я ринулась бежать дальше и только когда добралась до кассы и поняла, что успела, радостно протянула билетерше паспорт:

У нас паспорт для покупки билета не требуется, — сказала она.

— Здорово! Значит вы живете не в режимной государстве, — порадовалась я громко.

Дальше я собрала шмотки, разложила все по полочкам и отправилась в вагон. Ребята в поезде говорили про валюту – начинался валютно-инвалидный 2015 год, который принес свои радости, печали и новые поездки в Восточную Европу.

Ждите продолжение сказа о путешествии на велосипеде и гостеприимстве в этой части света!

Спасибо всем зашедшим! До встреч! 😉

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *