Шалтай-болтай по Тянь-Шань! Часть I | Life Experience

Шалтай-болтай по Тянь-Шань! Часть I

On 28.12.2014 by Ekaterina

У меня есть излюбленное средство от городской хандры и несбыточных надежд – свойство души — жить на контрастах. Так что и в этот раз, отмахав 2500 км на Западе, я тут же (спустя месяц) отправилась в поход (уже с рюкзаком) на Восток. В Среднюю (иже с ней Центральную) Азию — посмотреть три страны: Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, походить с фотом по горам и сложить очередную историю про щедроты добрых людей.

23.08

Путешествие – это единственно правильная вещь для вложения денежных средств.

Валерий Гаркалин

Прочитала я в журнале «Аэроэкспресс» и внезапно поняла, что приехала не в тот аэропорт. Точнее будет написать села не на том вокзале и прибыла в Шереметьево вместо Внуково.

Смутное беспокойство преследовало меня всю дорогу, но основательно грохнуло по голове только сейчас. Я тут же позвонила Ярославу, и он подтвердил все опасения – самолет вылетал из Внуково.

На этот раз меня спасла привычка перестраховываться и выкатываться за 3 часа до вылета. Я приехала в Шереметьево в 19.30, в 20.00 уже чухала назад, в 20.35 – была на Белорусском вокзале. Всего за 15 минут (включая метро) моя «задница» пробежала от дверей электрички на Беларусском до кассового зала Киевского, купила билет на очередной аэроэкспресс и села в вагон.

24.08

В Шымкенте самолет произвел благополучную посадку в 5 утра. Для тех, кому интересно, обменять деньги можно под прилавком у продавца мобил. Курс – не фонтан, но и не грабительский. Кстати, парень подсказал мне удобный тариф, продал местную симку, а через час помог добраться до маршрутки в Черняевку (погран. пункт).

Газель до приграничного пункта между государствами Казахстан и Узбекистан, доставила мою раздобревшую персону быстро за сравнительно не большие деньги. Однако переход через границу занял у меня 4 часа. Они были наполнены борьбой за выживание, — временем наблюдения за человеческим фарсом и безграничным невежеством.

Оставляя патетический слог для любителей риторики, хочу по-доброму предостеречь народ переходить границу в Черняевке в выходные дни!

Как только я подошла к воротам погранзаставы, меня засосало в водоворот очереди, состоящей исключительно из местных жителей. По крайней мере, такого же глупого выражения белого лица и полутораметрового рюкзака за спиной, я не увидела больше ни на ком. Плотное кольцо желающих перейти за забор смыкалось в бутылочное горлышко, огороженного турникетами, входа, из которого, за последние пол часа не вытекало ни одной живой души. В толпе говорили (на русском!), что наступил пересменок, и что «сволочи», издеваются над простыми людями.

Зажатая со всех сторон народом, как бывало на концерте «Prodigy» в студенческие годы, я потела под тяжестью рюкзака и крепких объятий «братьев по несчастью».

Мой внешний вид мгновенно привлек внимание предприимчивых дельцов, коими восток всегда славился в избытке. Выкрикивая со своего безлюдного островка цену за переход границы, такой горе-делец обращал на меня внимание всей толпы. Я улыбалась и вкушала театральное представление. Среди народа мгновенно наступила реакция отторжения к барыге:

— Не соглашайся, девушка, — галдели со всех сторон, — это только одни ворота, а их еще три штуки.

— Не волнуйте, — уверяла я, — у меня уймища времени!

Я не соглашалась, а мужик со своего места подначивал: «Ну, давай, что тут стоять! Откуда ты приехала? Чую, — русичка».

Возня в очереди активизировалась, мужики полезли сверху в узкое горлышко входа. Женщины заорали по-русски: «Имейте совесть! Пропустите женщин с детьми! Вы – одно название мужчины»! «Одно название» тихо сопели в тряпочку, но продолжали лезть по головам.

Внезапно справа образовалась другая очередь, — там пропускали женщин с детьми и без них:

— Боже, — не произвольно вскрикнула я, — ну, хоть где-то раз нашлась привилегия по половому признаку!

Так мы мытарились-МАТЕРИЛИСЬ раз шесть, на протяжении двух границ. Повсюду мелькали плакаты агитпросвета о том, что взятка карается законом, и на моих глазах люди в погонах меняли «бумажки» на «время» посетителей этого сюрреалистического корабля страждущих попасть за ворота дозволенных границ.

Не успев вырваться из крепких лап узбекских пограничников, я наткнулась на мега навязчивый маркетинг местных таксоров. Они кучно роились за мной до обменного пункта, в котором курс был занижен раз в пять. Плюнув в душе на всех сразу, я увидела автобус и впорхнула в него, протянув водителю 5 баксов:

— Столько хватит? – и сразу, обернувшись к пассажирам, — Сколько стоит проезд?

Люди в маршрутке оказались приветливые, они назвали мне примерный уровень цен на транспорт и предупредили о суровом наказании в случае нахождения без регистрации более 3-х суток (штраф 1 млн. сум).

Мне дали сдачу в сумах. Этих денег хватило на маршрутку, следовавшую до «Ипподрома» — район Ташкента, а затем до нужной остановки, где жил Юра, которого мне сосватал друг Леха.

***

С Юрой мы разговорились прямо с порога, как будто знали друг друга 100 лет. Поспав чуток (4 часа), «усатый нянь» вызвонил Серегу, который обещался нас повозить по ночному Ташкенту. Вначале мы вместе отведали национальной кухни, я попробовала местное пиво — мне очень понравилось.

IMG_1070Юра оказался непревзойденным гидом. Он с упоением рассказывал о городе и своих предках, которые появились здесь еще при царе и творили историю России. Даты, места, альтернативные трактовки событий, боев и сражений сыпались из него, как из хорошего рога изобилия.

Мы погуляли по центру, посмотрели усадьбу великого князя Николай Константиновича — самую большую в городе, расположенную возле Белого дома; центральный парк, где нынешний бессменный президент повырубал все чинары и самую старую чинару города, ради которой пришлось просить разрешение у дежурного постового возле правительственных зданий. В конце экскурсии, заехали в спальный район города, чтобы потрогать самую старую православную часовню в Средней Азии. В лютые времена ее спасла узбекская мусульманская семья.

Юра рассказал, что в конце 19 века русские казаки, только что прошедшие «Крымскую» войну очень быстро и без кровопролитий заняли территорию нынешнего Узбекистана. Главнокомандующий Черняев взял Чимкент с горсткой казаков, проникнув туда по канализационным трубам. После этого события (1866) и победы над Кокандским ханством, вся современная территория Казахстана оказалась под властью России.

Из Википедии:

«21 ноября 1868 года в канцелярии царского правительства издается «Временное уложение», согласно которому все земли казахов переходят в государственную собственность. С этой поры начался уже массовый приток в Казахстан русских переселенцев.

В 1906—1912 годах в результате столыпинской аграрной реформы в Казахстан из центральных районов России было перевезено до 500 000 крестьянских хозяйств, которым выделили более 17 млн десятин уже освоенных земель, а казахи были изгнаны на отведённые им российским правительством степные территории.

В результате административно-территориальной реформы 1924 года, были расформированы Хорезмская Социалистическая Советская Республика, Бухарская Социалистическая Советская Республика и на их территории, а также на территории бывшей Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы две новые союзные республики — Туркменская ССР и Узбекская ССР. В 1930 году столица республики была перенесена из Самарканда в Ташкент».

***

После ночного экскурса по городу мы вернулись к Юре в квартиру, и я познакомилась с его микромиром.

В свое время Юра окончил художественный Институт, и до сих пор не перестает творить всякие, на мой взгляд, чудеса. Он лепит из гипса панно и рисует странные картины. В данный момент парень не работает, — приторговывает фототехникой. 3 года он болтался в Москве, где вкалывал официантом на разных эвентах, тусовках и в престижных ресторанах.

В нем, как и во мне живет бродячий дух, но у Юры проблемы с сердцем, поэтому на дальние расстояния он не ходок, но все однодневные маршруты в округе парень облазил сто лет назад.

Юра — страстный энтомолог! В его спальне в специальном аквариуме живут палочники, которые отличаются от богомолов тем, что веганы – жрут листья смородины, а в другой комнате в затейливой двухсуставной колбе обитает семейство муравьев.

Про муравьев Юрий рассказал вот что:

У насекомых строгая общественная иерархия. Правит муравьиным государством принцессы, принцы оплодотворяют высочайшее величество, а остальные всю жизнь на них батрачат. Правда, доля персоны королевских кровей отнюдь не самая сладкая.

Во время полого созревания крылатая принцесса один раз в жизни взлетает в небеса, чтобы совершить групповую оргия, точнее акт соития с несколькими принцами, после которого она теряет крылья и навеки хоронит себя в глубине муравейника. Награда за миг группового безумства для принцев – смерть, а для принцесс – вечная беременность, — однажды зачав, Матки рожают потомство всю жизнь.

— Я немного волнуюсь за Матку. — Говорит Юра. — Королева ничего не ест, хотя для нее стоит угощение (капля сахара, растворенная в воде). Понятия не имею, как она умудряется еще и плодиться!

Живут муравьи в отличие от других насекомых очень долго. Сейчас у Юры наплодилось 8 штук. Однажды, когда парень по случайности пролил в муравейник чуть больше воды, один из сыновей Матки спас собратьев, перетаскав по одному все семейство в другую колбу.

IMG_1047Помимо насекомых в квартире у Юры повсюду лежит много старых фотокамер, а снимает он аналого-цифровые фото на ФКД-камеру (такие были в ходу в 19 веке). Меня он тоже снял, уже ночью, когда глаза слезились от яркого света и закрывались от хронического недосыпа, а потом повесил портрет, вместе с такими же черно-белыми картинками разных пришельцев, на Ташкентском биеннали.

25.08

IMG_1014Мы встали поздно, потому что Серега не смог отпроситься из своего «Билайна» с раннего утра. Однако поездка все же состоялась! Наша разношерстная гоп-компания выехали на Червак (водохранилище возле Ташкента) в 15.00, предварительно затарившись дыней, арбузом, лепешками и залив бензин на 40 тыс. сум.

IMG_1062По дороге мы забрали Родославу, которая прождала нас на остановке целых 2 часа под пристальным вниманием каракалпакских деток. Она оказалась легким на подъем человеком, с веселым нравом и заразительным смехом. Совсем уже в горах мы посадили в машину Петра – бравого молодого человека, с легкостью пантеры плюхнувшегося на сиденье рядом с девушкой и всеми манерами и атрибутами одежды намекающего на сходство с Че Геварой.

IMG_1042Перед поездкой Юра приготовили 12 фото кадров. Он посчитал, что это количество более чем достаточно. У меня в фоте было 28 Гигов, и я сомневалась, что это круто. Такие вот случаются метаморфозы времен и народов.

Вскоре Юра попросил Сережу остановить машину и повел всех на берег бирюзовой реки, точнее на место слияния двух рек. На другом берегу виднелись богатые дачи, а на нашей стороне четверо друзей позировали для Юриных 12-ти кадров, пока было еще светло и уже в ночи приехали на Червак.

IMG_1079На каком-то стратегическом мосту возле Брич-Муллы нас остановили менты. Серега поспешно шепнул в салон: «У меня нет прав и денег» и быстро вышел разруливать ситуёвину. На этот раз обошлось суммой в 12 тыс. сумм, которую стражи порядка предложил за возможность «отдохнуть» на пляже за мостом. Мы моментально согласились и, подъехав на машине прямо к воде, начали степенно разлагаться.

Под всплески купальщиков и галактические россыпи небесного купола мы лакомились фруктами, смотрели в небо, а потом слушали гусли Родославы в созвучии с Юриной игрой на варгане и вели философские разговоры о предназначении и будущих свершениях.

IMG_1064Родослава рассказала, что учится на факультете народного фольклора в Твери и пытается получить гражданство РФ, как и все другие ребята по специальной программе переселения. По словам молодежи, это не всем удается.

Будущий муж Родославы хочет жить в деревне, а сама она пока не уверена до конца. Ей нравится гулять по безлюдному лесу и полям, но страсть к путешествиям еще не утихает. Ради дотации (1 млн. руб.) на строительство жилья в деревне молодожены пошли работать в сельскую школу. Родослава говорит, что ее парень взялся вести уроки английского для младших классов, хотя сам в языке ни бельмеса. Он сделал это ради того, чтобы она могла больше времени посвящать учебе.

Сережа (наш безотказные водитель) тоже мечтает уехать из Узбекистана в РФ. Он говорит, что в государстве острая проблема с женским полом (девочек рождается меньше мальчиков), поэтому любая маломальская красотка держит нос вверх. Серега хочет встретить свою любовь – он законченный романтик, но какая девушка посмотрит на парня с «Запорожцем»? Ему и сказать иногда бывает стыдно об этом. Мы с Юрой Серегу утешаем. В России с мужиками напряг, так что такой парень тут не пропадет!

IMG_1041Юрин брат тоже подал заявку на переселение в Тверскую область. Что хочет Петр Че Гевара я так и не поняла, а вот сам Юра (у друзей парень пользуется стойким авторитетом) медлит. На нем висит грандиозный проект про жителей Чилонзара – его родного района со своей интересной судьбой, где обитает много бродяг и маргиналов.

IMG_1075 IMG_1076

26.08

Ранний подъем, и вот я уже сижу в машине до Черняевки (да, снова этот ад!). Юра не поленился встать вместе со мной и договориться с водилой. Авто, не доехав двух десятков километров, глохнет, и водитель пересаживает меня на маршрутку. Вскоре я уже спокойно перехожу границу и еду на такси (1000 тенге) в Шымкент.

IMG_1091IMG_1094Меня довозят до автовокзала, оттуда я сама добираюсь на железнодорожный вокзал. В кассах проблема с билетами. Нет в продаже ни купейных, ни плацкартных мест. Зато полно перекупщиков и мелких дельцов, которые толпятся возле пассажиров, пытаясь продать им эфемерные места.

Я вначале тоже купилась на их обещание, но услышав, что надо отдать паспорт на время не определенного ожидания (когда какой-нибудь бедолага передумает ехать и сдаст билет), ринулась вон.

Скорость, которую мне придали бравые парни, донесла меня до «Икарусов», стоявших чуть в стороне от вокзала. Здесь обещали приехать в Алма-Ату в 7 утра.

Окончательно определившись с транспортом, я спокойно улеглась поспать в комнате отдыха (500 тенге) здесь же на железнодорожном вокзале.

Автобус стартанул только в 20.45, вместо обещанных 19.00 (опять обман). Ждали какого-то груза. Во время ожидания ко мне подвалил пузатый казах примерно моих годков. Как же он меня потом достал. К 2-3 часам ночи от его пьяного толстого тела просто не было никакого спасения!

Приехали в Алма-Ату только в половине 9-го(!) Все люди в автобусе опоздали в школу, на работу, зато груз доставлен.

Мою персону ждет орава в 20 человек!